В отличие от предыдущей кампании по выборам депутатов Госдумы, нынешняя может в значительной степени американизироваться, приобрести элементы шоу, спектакля. Такое мнение на пресс-конференции, посвященной использованию политической рекламы, выразил член Российской ассоциации по связям с общественностью, политтехнолог Гай Ханов.
По мнению Ханова, политические партии возьмут на вооружение технологии, которые несколькими годами ранее были с успехом использованы на Украине. «В нынешней кампании будут значительно активнее применяться все достижения новых технологий, – уверен Ханов. – В гораздо большем объеме будут задействованы электронные СМИ, чье влияние и аудитория в последнее время заметно выросли. Активно будут применяться разного рода флэш-мобы, когда с помощью мобильной связи и Интернета можно за очень короткое время собрать на акцию значительное количество людей. Особенно эти технологии подходят для использования оппозицией».
Комментируя возможность применения черных пиар-технологий в ходе этой кампании, политтехнолог выразил мнение, что «политические технологии надо делить не по цвету, а по степени их эффективности». «То, что используется в рамках законодательства – имеет право на существование, – заявил Ханов. – И «цвет» технологий тут не причем. Почему нельзя использовать компромат? Избиратель имеет право знать о прошлом кандидата, которого ему предлагают избрать. К сожалению, российский закон ограничивает право выступать с негативными оценками партий и кандидатов. Хотя на Западе последние выборные кампании в значительной мере основаны на негативных оценках конкурентов, и все последние победы, одержанные там, основаны на грамотном использовании контрпропагандистских приемов».
По мнению Ханова, несмотря на внесение некоторых поправок в закон о политической рекламе, основные принципы, на которых основана агитация в период выборов, остаются неизменными на протяжении многих десятков лет. «Требования к политической пропаганде и агитации, изложенные в свое время еще Адольфом Гитлером, остаются неизменны и сейчас, – считает Ханов. – Гитлер говорил: «Пропаганда должна быть простой. Ее должно быть много. Она должна быть однообразной, однозначной и шокирующей». И эти принципы до сих пор используют все политические партии».
Новый Регион