В Белоруссии завершился судебный процесс по иску поэта Алеся Рязанова и художника Виктора Марковца к компании «Мобильные ТелеСистемы». Белорусские художники являются авторами проекта «Яйцеквадраты», который они создали в 1992 году. Виктор Марковец поделился с газетой «ВЗГЛЯД» впечатлениями от судебного процесса.
16 октября Верховный суд Белоруссии не удовлетворил иск. В решении суда говорится: «Компания «Мобильные ТелеСистемы» использует самостоятельное, независимое от истцов изображение… Суд не находит оснований для удовлетворения иска, так как не представлены доказательства того, что использованное изображение является собственностью истцов».
«Если у вас появляется яйцо, нужно задуматься, кто вам его снес» Вместе с тем суд установил факт того, что А. Рязанов и В. Марковец являются авторами шести произведений «Яйцеквадраты» в различных цветовых решениях, а также тот факт, что «Яйцеквадраты» неоднократно выставлялись на персональных выставках истцов, публиковались в средствах массовой информации, в Интернете и на обложках книг А. Рязанова.
Суд также установил, что компания МТС только с 2006 года использует изображение яйца в квадрате для обозначения своих услуг.
При этом суд из имеющихся в деле материалов установил, что подобные изображения с незначительными изменениями и дополнениями использовались до того, как А. Рязанов и В. Марковец создали свои «яйцеквадраты».
Виктор Марковец в эксклюзивном интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, что ход процесса истцов не удовлетворил. Так, он уточнил, что ответчики для начала пытались доказать, что простые геометрические формы не могут считаться предметами искусства.
«Таким образом, они отвергают творчество, например, Казимира Малевича», – отмечает белорусский художник. По его словам, к концу процесса компания «Мобильные ТелеСистемы» уже отказалась от такой точки зрения.
Кроме того, добавил он, суд, несмотря на ходатайство истцов, не привлек к делу экспертов, будь то представители Академии наук, Художественной академии и проч. Тех, кто мог бы оценить творческую ценность и сходства и различия «яйцеквадратов» и знака МТС.
При этом принимались доказательства, совершенно не имеющие отношения к делу, например, учебники для детского сада, для того, чтобы доказать, что и дети рисуют геометрические фигуры, а также альбомы К. Малевича.
Как рассказал Виктор Марковец, сам судья признал, что дело сложное. На судебном процессе пришлось обращаться к вопросам творчества и символов.
«Пришлось решать такой анекдотический вопрос: кто появился раньше – курица или яйцо. Потому что, если у вас появляется яйцо, нужно задуматься, кто вам его снес. Мы с А. Рязановым прекрасно понимаем, что значит каждый из «яйцеквадратов», – сказал художник.
К приговору суда Виктор Марковец отнесся философски. «Наши требования были очень скромными. Только признать через СМИ факт нарушения компанией «Мобильные ТелеСистемы» авторских прав. Мы бы себе всю жизнь не смогли простить, если бы проглотили и не попытались отстоять свои права. Теперь мы знаем, что мы сделали все, что могли», – подвел итог господин Марковец. По его словам, «яйцеквадраты» от этого не исчезли, а, наоборот, получили новую жизнь.
Напомним, что Виктор Марковец и Алесь Рязанов оспаривали законность использования компанией МТС товарного знака. Белорусские художники являются авторами известного в стране проекта «Яйцеквадраты», который они создали в 1992 году. Компания «Мобильные ТелеСистемы» провела ребрендинг весной 2006 года.
Взгляд