Кампания против роста цен продолжается: государство пытается заставить игроков продовольственного рынка снизить торговые наценки. Очередной шаг последовал от Федеральной антимонопольной службы (ФАС): московское управление ФАС возбудило дело за завышение торговых наценок на молочную продукцию против ряда компаний, в числе которых входящие в X5 Retail Group торговый дом "Перекресток" и поставщик продуктов питания "Агроаспект". Эти компании подозреваются в нарушении закона "О защите конкуренции", а именно, в согласованном установлении одинаковой наценки на молоко в сентябре и октябре 2007 года (5-10%), - пишут сегодня издания.
Как известно, Минсельхоз в октябре договорился с производителями и крупными продавцами до 31 января 2008 года заморозить цены на социально значимые продукты (хлеб, молоко, яйца). Были снижены импортные пошлины на молоко и подсолнечное масло, а экспортные пошлины на зерно были повышены. Теперь уже антимонопольщики пытаются найти и наказать виновных в росте цен на продовольствие, - отмечает "Газета.Ru".
С октября по октябрь 2007 года у "Агроаспекта" и ТД "Перекресток" были одинаковыми наценки на молоко (5 и 10%) по сравнению с прошлым годом, что и вызвало подозрение УФАС. По мнению службы, это "приводит или может привести к установлению и поддержанию в сентябре-октябре 2007 года одинаковых торговых наценок на молоко", - пишет РБК-daily. Руководитель отдела по связям с общественностью Х5 Retail Group Александра Галимова сообщила, что компания пока не получала официальных бумаг от ведомства и от комментариев воздержалась.
Юрист компании "Частное право" Кирилл Чоракаев утверждает, что если ФАС докажет вину "Перекрестка" и "Агроаспекта", им будет грозить штраф от 0,01 до 0,15 доли от выручки за прошлый год на том рынке, на котором было нарушено законодательство, то есть от выручки с продаж молока, считает ведущий. Скорее всего, антимонопольщикам будет сложно доказать факт соглашения, поэтому "Перекресток" и "Агроаспект" смогут оспорить решение суда, предполагает юрист. Но мотивировка ФАС при выдвижении обвинений вызывает удивление у специалистов. Например, эксперты считают: то, что наценки "Агроаспекта" и "Перекрестка" оказались одинаковыми, не обязательно выдает их сговор. Аналитик ИК "Проспект" Ольга Самарец отмечает, что "если поставщик по каким-либо причинам поднял свои цены на 5-10%, то логично, что на столько же поднимет свои цены и ритейлер", - пишет "Газета.Ru".
Московское управление ФАС подозревает также в нарушении антимонопольных законов "Дмитровский молочный завод" и ООО "Русское молоко". Ведомство считает, что факт того, что эксклюзивным поставщиком продукции Дмитровского молочного завода является "Русское молоко", мешает другим компаниям заключать прямые договоры на поставки молока и молочной продукции с завода по цене ниже в среднем на 15%, чем цена реализации молока ООО "Русское молоко". По данным ФАС, средний размер наценки "Русского молока" за 10 месяцев 2007 года составил: творог - 17%, молоко - 15,3%, сметана - 19,6%.
Кроме того, соглашение об урегулировании цен, заключенное в марте 2007-го между компаниями "Княгининское сухое молоко" и Компания ВКТ, "Свит Лайф", "Тандем", для которых "Канягинское сухое молоко" поставляло масло крестьянское, выявило нижегородское УФАС. Курганское УФАС также возбудило дело против компании "Юнимилк", установив, что ее филиал "Юнимилк-Шадринск" занимает доминирующее положение в административных границах Курганской области с долей более 50% (масло животное и молоко питьевое).
Аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков подчеркивает, что в результате действий антимонопольщиков могут пострадать и производители, и продавцы. "5-10% - это нормальная, средняя рыночная наценка, - считает аналитик. - Она не завышена, учитывая то, что была установлена в октябре и сентябре, когда еще не было договора о замораживании цен, а цены на сырье и, в частности, на молоко на российском и мировом рынках росли очень интенсивно". Поэтому можно ожидать, что подобные иски будут поданы и на другие сетевые компании, предполагает Фильченков. Эффективность таких действий в борьбе с ростом цен сомнительна. Аналитик считает, что "в краткосрочной перспективе для одной сети и для одного продукта это, возможно, и снизит цену", - пишет "Газета.Ru".
"Не думаю, что ФАС имеет право вмешиваться во взаимоотношения компаний из одного холдинга", - считает партнер московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрей Князев. Кроме того, эксперты отмечают, что наценка 5% для поставщика и 10% для ритейлера средняя по рынку и она не превышают рекомендованный правительством предельно допустимый уровень наценки розничных сетей в 10%. Управляющий партнер сетей "Гастрономчикъ", "Ресторанчикъ", "Миллениум" Дмитрий Потапенко уверен, что "это абсурдная претензия. По сути речь идет об одной и той же компании, а в одной компании не может быть разных наценок на один и тот же продукт, в данном случае на молоко", - подчеркивает РБК-daily.
sostav.ru