Массовый снос наружной рекламы на основных трассах Петербурга, анонсированный губернатором Валентиной Матвиенко, столкнулся с ожесточенным сопротивлением участников рынка.
Как стало известно, компания "Талер" отстояла в суде пять установленных на Московском проспекте конструкций, договор на размещение которых власти пытались расторгнуть досрочно. Таким образом, владельцы щитов оспорили в суде два из трех оснований, по которым власти сносят их рекламоносители.
Иск компании "Талер" к Городскому центру размещения рекламы (ГЦРР) и комитету по градостроительству и архитектуре (КГА) арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил во вторник вечером. Он признал незаконным досрочное расторжение договора с городом о размещении на Московском проспекте пяти так называемых "чебурашек" (сдвоенные Т-образные щиты площадью 3х6 м каждый). ГЦРР расторг договор, ссылаясь на сведения КГА о том, что истек срок действия выданного этим ведомством архитектурно-планировочного задания (АПЗ) -- документа о согласовании внешнего вида и размера каждой конструкции для данных носителей. По версии КГА, заключение выдается исключительно сроком на один год. Суд установил, что эти разрешительные документы оформляются чиновниками без реестров учета и каких-либо нормативов, регламентирующих сроки их действия. Поскольку на АПЗ, предъявленном "Талером", стояла отметка о сроке три года, в то время как на копии этого документа, представленной в суд администрацией,-- один год, суд решил дело в пользу оператора. В ГЦРР ссылаются на данные, полученные из КГА, собираясь обжаловать решение суда.
По словам президента "Талера" Михаила Пацеонко, потеря пяти "чебурашек" на престижном Московском проспекте обошлась бы его компании в 23 млн руб. (с учетом стоимости конструкций и выручки за их эксплуатацию в течение года). Примерно столько же (около 21 млн руб.), по его словам, компания потеряла из-за сноса на Московском проспекте более 20 принадлежавших ей односторонних настенных носителей.
За последние семь месяцев в Санкт-Петербурге по указанию властей было демонтировано около 550 рекламоносителей, в том числе около 200 виниловых перетяжек и более 300 крупноформатных конструкций на Московском и Лиговском проспектах, а также на частных территориях в центре города. Крупнейшие участники рынка -- компании News Outdoor Russia и "Постер" оценивают свои потери в $3 млн. Демонтажи начались в мае, так губернатор Валентина Матвиенко отреагировала на замечание Владимира Путина о том, что "город захламлен рекламой". Она заявила, что Петербург больше не нуждается в доходах от "наружки", пообещав освободить от крупноформатной рекламы и перетяжек основные трассы и центр города.
После начала демонтажей в арбитражный суд города поступило около 50 исков от пяти владельцев крупноформатной рекламы -- компаний "Постер", "Реклама-центр", "Талер", "Руан" и "Нева-спорт". Все они оспаривали законность действий комитета по печати Смольного и подведомственных ему ГЦРР и ГУ "Городская реклама и информация". Глава управления ФАС по Петербургу и Ленобласти Олег Коломийченко тогда заявил о полном отсутствии нормативно-правовой базы для реализации новой городской рекламной политики.
После победы "Талера" в суде у петербургских властей почти не осталось законных оснований для сноса конструкций. Компания "Постер" уже выиграла суд, оспорив наиболее удобный повод для демонтажа -- отсутствие предусмотренных законом "О рекламе" разрешений администрации на размещение большинства предназначенных к сносу конструкций. Летом этого года она выиграла восемь исков, доказав, что для носителей, установленных по действующим договорам с ГЦРР до вступления в силу закона "О рекламе" в июле 2006 года, дополнительных разрешений не требовалось. Третий предлог для демонтажа, на который ссылались власти,-- "изменение градостроительной ситуации". Его в ГЦРР использовали на Лиговском проспекте, полностью очистив его крупноформатной рекламы. "Талер" оспаривает в суде и эти действия администрации.
|