Новый виток развития связан c резким ростом цен на рекламу в 2008 году. Это приведет к перераспределению маркетинговых бюджетов в пользу PR. Сейчас рынок PR в среднем увеличивается ежегодно на 30%. Генеральный директор "Сокур и партнеры" Дмитрий Сокур оценивает объем рынка PR в 2007 году в $550-600 млн.
Резкий рост рынка PR в 2008 году будет обусловлен рекордным уровнем медиаинфляции. В наступающем году она, по официальным данным, составит 50-55%. Это приведет к перераспределению бюджетов многих компаний в пользу нерекламных коммуникаций. "Спрос на PR-услуги проявится не сразу, будет действовать "эффект шлейфа" от маркетинговой деятельности, осуществляемой в конце 2007 года. Существенный рост будет заметен в начале второго квартала", - говорит Дмитрий Сокур.
В конце 2006 года доля PR-бюджетов составляла в среднем около от 10 до 20% от общего объема средств, выделяемых на маркетинг, а к концу 2007 года выросла в некоторых отраслях до 30%. В 2008 году PR-бюджеты будут расти как в относительном, так и в абсолютном выражении. Основой для роста стало разделение во многих компаниях корпоративного и продуктового PR, наем дополнительных подрядчиков и увеличение количества специальных мероприятий для прессы. Инфляция потянула за собой и повышение стоимости абонентского PR-обслуживания, которая сейчас составляет в среднем 3,5 млн. руб. в год.
По прогнозам "Сокур и партнеры", PR-услуги в 2008 году будут особенно востребованы в сегментах, где возможности рекламы в создании лояльного отношения потребителей и эмоциональной привязанности к продукту ограничены. Спрос на PR повысится у продавцов предметов роскоши, среди автопроизводителей, девелоперских и фармацевтических компаний, в сфере информационных технологий и банковских услуг. Кроме того, интерес к PR-услугам возрастет у компаний с небольшими оборотами или с низкой маржей. "На рынках продуктов питания и телекоммуникаций доля PR-бюджетов останется прежней или даже сократится", - добавляет Дмитрий Сокур.
Таким образом, увеличение спроса на PR будет обусловлено не только "рекламными" проблемами. В независимости от рынка рекламы, потребность в PR-услугах явно увеличивается. Реклама не обеспечивает максимальных продаж для абсолютного большинства компаний. "Сегодня необходимо не только создать узнаваемость, но и заинтересовать, сформировать лояльное отношение. Поэтому PR является необходимым завершающим звеном цикла маркетинговых коммуникаций", - отмечает Дмитрий Сокур.
|