Комиссия по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР опубликовала итоговый рейтинг креативных агентств России (RACA Creative Agencies Scores) за 2007 год.
Напомним, что этот рейтинг был представлен рекламному сообществу еще в июне. Однако тогда его составители оговорились, что версия является промежуточной, так как в тот момент еще впереди были и ММФР и Golden Drum. Теперь же члены Комиссии, в состав которой вошли ее председатель и вице-президент АКАР Владимир Филиппов, вице-президент АКАР Владимир Евстафьев, президент фестиваля ADCR Александр Алексеев, соучредитель новосибирского рекламного фестиваля «Идея» Валерий Мелехов и генеральный директор ММФР Елена Нарышкина, представили на суд рекламного сообщества годовой рейтинг.
Принцип составления рейтинга креативности основан на количестве баллов, присуждаемых агентству за завоеванные на различных фестивалях рекламы места и награды. Количество баллов, начисляемых за победу, зависит от ранга фестиваля. Максимальный вес имеет Гран-при, минимальный балл начисляется за попадание в шорт-лист. Если работа, к примеру, попадает сперва в шорт-лист, а затем ее награждают золотом, то баллы не суммируются, а начисляются только за золото. Самая высокая оценка в рейтинге ставится за гран-при фестиваля Cannes Lions.
Указанные в таблице баллы начисляются за победу в номинациях «Видео», «Печатная Продукция и Наружная Реклама», «Рекламная кампания», «Радиореклама», «Интерактив», «Аmbient». Пока в зачет идут только десять фестивалей, но АКАР считает, что список может быть расширен за счет пока не пользующихся в России известностью Meribel, D&AD, Clio, Cresta, NY Festivals, ADDY и прочих.
Владимир Филиппов еще летом заявил: «Мы рекомендовали вынести номинации «Упаковка», «Фирменный стиль», «Графический дизайн» в отдельный Рейтинг дизайн-компаний, потому что это не совсем профильные работы. Мы считаем, что в этом рейтинге должна сравниваться именно коммуникационная идея. Упаковка тоже имеет свойство коммуницировать, но, в общем-то, назвать ее рекламой в полном смысле этого слова нельзя».
Этот рейтинг теперь будет составляться ежегодно. Промежуточные итоги будут подбиваться по прошествии каждого рейтингового фестиваля, а годовые результаты будут публиковаться в декабре. Тем не менее, все неточности в рейтинге можно будет исправить в течение января. Всего в этом рейтинге учтены 94 агентства.
Лидером стало агентство Instinct, набравшее 231 балл. Второе место досталось Leo Burnett (165 баллов), а третьим в креативном авангарде стало новокузнецкое агентство «Реал ПРО» (142 балла).
Стоит также отметить, что максимально количество наград российские агентства получили именно на ММФР.
Сбылось июньское пророчество Александра Алексеева, который сказал, что второе место, которое заняло агентство BBDO Interactive в летнем рейтинге креативности, присуждено не совсем объективно. «Я думаю, что они постепенно уйдут с этого места, потому что знаю, как они судились на ADCR. Думаю, это можно было бы судить стороже», - заметил тогда Алексеев и был прав, потому что в годовой рейтинге BBDO Interactive находится на четвертом месте с 140 очками.
Анализируя рейтинг, Владимир Филиппов отметил, что в нем присутствует большое количество интерактивных агентств. В последствии АКАР прорейтинговал их отдельно, поскольку этот сегмент рекламы по многим параметрам отличатся от того, что представлен в рейтинге креативных агентств в большинстве. Тем не менее, интерактив остался и в основном рейтинге. Алексеев отметил, что успех интерактива в России во многом обусловлен новизной этого вида рекламы и актуальностью тренда. Он сказал: «Минимум наших интерактивных агентств понимают, что такое общение с людьми. По большей части это очарование талантливых дизайнеров, которые начали играть в другой способ общения с картинкой».
Валерий Мелехов, как представитель регионального рекламного рынка, заявил, что вскоре АКАР вычленит региональные агентства в отдельный рейтинг. Он считает, что локальным рекламодателям будет удобнее использовать при выборе агентства не абсолютный рейтинг, в котором присутствуют в большом количестве столичные агентства, а региональный рейтинг рекламных агентств, более подходящих по уровню и по ценам.
Стоит отметить, что рейтинг креативности, по словам его составителей, должен помогать рекламодателям в выборе исполнителя рекламного заказа. Логично, что клиент заинтересован в том, чтобы его рекламу делало самое креативное агентство из всех присутствующих на рынке. Однако комиссия не скрывает того, что в рейтинге можно получить победу не за счет качества, а за счет количества. То есть, небольшое агентство, активно участвующее во всех фестивалях и регулярно попадающее в шот-листы может обогнать более креативное агентство, которое поучаствовало в одном фестивале и получило за него Гран-при. По мнению АКАР такая несправедливость должна только подтолкнуть агентства к тому, чтобы они более активно представляли себя на фестивалях.
Фестиваль
|
Шорт-лист/спецприз
|
3 место
|
2 место
|
1 место
|
Гран-При
|
Идея!
|
1
|
3
|
9
|
15
|
24
|
ADCR
|
1
|
3
|
9
|
18
|
30
|
КМФР
|
1
|
3
|
9
|
15
|
24
|
Golden Hammer
|
1
|
3
|
9
|
15
|
24
|
ММФР
|
2
|
6
|
18
|
30
|
48
|
Golden Drum
|
3
|
|
27
|
45
|
72
|
Epica
|
3
|
9
|
27
|
45
|
72
|
Eurobest
|
3
|
9
|
27
|
45
|
72
|
ADCE
|
|
|
27
|
45
|
72
|
Cannes Lions
|
8
|
48
|
72
|
120
|
192
|