На рекламу в интернете в 2007 году в России было потрачено $369 млн, подсчитало агентство MindShare Interaction. Из составленного специально для "Ъ" топ-10 крупнейших рекламодателей следует, что больше всего в продвижение в рунете вложили автопроизводители и сотовые операторы. Каждый из них потратил на рекламу в сети минимум $2 млн.
Объем российского рынка интернет-рекламы в 2007 году вырос на 97%, до $369 млн, сообщило вчера агентство MindShare Interaction (MI). Руководитель исследовательского департамента MI Юлия Удовенко уточнила, что названная сумма не учитывает НДС и не включает затраты на креатив и производство рекламы. Уже второй год MI констатирует, что контекстная реклама (коммерческие ссылки на запрос в поисковой системе) по своему объему превосходит медийную интернет-рекламу (баннеры, всплывающие окна и подобные форматы): $210 млн против $159 млн. Аналитический центр "Видео Интернешнл" в опубликованном в минувшем сентябре прогнозе развития российского медиарекламного рынка до 2012 года оценил объем только медийной интернет-рекламы в 2007 году в 4,1 млрд руб. (с учетом НДС; около $164 млн). Декабрьская оценка этого сегмента ZenithOptimedia -- 4,32 млрд руб. с НДС или около $171 млн.
Агентство MindShare Interaction создано в 2001 году и специализируется на закупках интернет-рекламы. Среди клиентов -- Ford Motor Co., Motorola, МТС, "Техносила". В 2006 году британский холдинг WPP купил агентство, оставив блокпакет за гендиректором Дмитрием Ашмановым. Доля на рынке -- 15%.
Специально для "Ъ" MI составило топ-10 крупнейших рекламодателей в рунете. В отсутствие постоянного независимого мониторинга агентство опиралось на собственный ежедневный обзор рекламы на 120 сайтах. "Были отобраны наиболее популярные площадки (mtv.ru, cleo.ru, finmarket.ru и др.) в разных тематических категориях, а также те сайты, с которыми работают основные продавцы рекламы в рунете -- IMHO VI, Mediaselling, "Соль" (подразделение Sup Fabric.-- "Ъ")",-- пояснила госпожа Удовенко. Бюджеты рассчитывались, исходя из официальных прайс-листов с учетом средней скидки в 30-35%.
В получившейся десятке доминируют автопроизводители, чьи бюджеты MI приводит без учета затрат на рекламу их дилеров, и сотовые операторы (см. таблицу). Опрошенные "Ъ" рекламодатели предпочли не комментировать получившиеся суммы, сославшись на коммерческую тайну. "Оценка MI нашего бюджета не вызывает резкого возражения, но удивляет очень низкая оценка Nissan",-- отметил менеджер по маркетинговым коммуникациям General Motors Russia Влад Воронин. По словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, сейчас многие компании в бюджеты на интернет включают затраты не только на непосредственно размещение, но и на развитие контента и продвижение своих ресурсов: "Поэтому корректно вычленить отдельно медийный бюджет сложно".
Директор по закупкам рекламы в цифровых медиа компании Optimum Media Buying Андрей Молев сомневается в полной достоверности рэнкинга: "Вызывает вопрос полное отсутствие представителей финансового сектора -- одного из наиболее крупных по рекламным оборотам в рунете". Юлия Удовенко настаивает, что банки в 2007 году были не так активны. По ее словам, бюджет Ситибанка -- лидера 2006 года в своей категории -- в 2007 году, по оценке MI, лишь превысил $1,5 млн. В пресс-службе Ситибанка "Ъ" подтвердили, что в 2007 году "немного увеличили рекламную активность", признав, что другие категории рекламодателей "по приросту бюджетов были активнее".
В этом году совокупные затраты рекламодателей на интернет вырастут на 77%, до $645 млн, из которых на медийную рекламу придется $285 млн, прогнозирует MI. Андрей Молев из Optimum Media Buying полагает, что бюджеты крупнейших рекламодателей вырастут на 20-30% при общем росте сегмента медийной интернет-рекламы на 50-60%. На увеличении бюджетов скажется и медиаинфляция. Так, по оценке "МегаФона", в 2008 году размещение в интернете подорожает примерно на 30%.
Ъ.