Контрольный комитет Самарской городской думы принял поправки в правила по установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории Самары. Согласно им с 1 июля текущего года право заключения договора аренды на установку и эксплуатацию рекламной конструкции будет продаваться на торгах.
С учетом перехода полномочий по распоряжению земельными участками в область конкурсы будет проводить главное управление организации торгов по рекомендациям областного минимущества. Эксперты отмечают, что внесение поправок усилит влияние областных властей и на бизнес наружной рекламы и приведет к оттеснению мелких игроков с этого рынка.
Во вторник на контрольном комитете Самарской городской думы депутаты рассмотрели вопрос о внесении поправок в «Правила по установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории Самары».
Изменить ряд статей положения было рекомендовано управлением федеральной антимонопольной службы по Самарской области, которая выявила ряд несоответствий положений правил нормам федерального законодательства. В основном в положение были внесены технические правки. Однако одна из поправок была существенной.
Так, уже с 1 июля 2008 года, согласно вступающей в силу поправке в статью 19 ФЗ «О рекламе», право на заключение договора аренды на установку и эксплуатацию рекламных конструкций будет продаваться с торгов. «Раньше торги тоже были, но только в случае, если на одно рекламоустановочное место подавалось не менее двух заявок. Если подана одна заявка - торги не проводилось. Сейчас независимо от количества заявок проводить торги обязательно», - пояснил руководитель правового управления городской думы Андрей Борисов. Как поясняют участники рекламного рынка - это достаточно весомая поправка, поскольку раньше, как правило, распределение рекламоустановочных мест действовало по принципу «кто первый подаст заявку», поэтому необходимости в проведении торгов не возникало.
По словам Андрея Борисова, организовать процедуру и проводить торги должен ответственный за размещение рекламных конструкций в городе департамент строительства и архитектуры мэрии Самары. Однако в департаменте заявили, что данные полномочия находятся в министерстве управления имуществом Самарской области. «В связи с тем, что летом 2006 года полномочия по распоряжению земельными участками на территории Самары были переданы областному правительству, подготовка процедуры и организация торгов лежит на областном минимущества», - заявил заместитель руководителя департамента строительства и архитектуры мэрии Самары Александр Бурнаев. Как пояснили в министерстве управления имуществом, в данный момент совместно с департаментом строительства разрабатывается процедура проведения торгов.
«Мы хотим, чтобы сначала проводились торги, заключался договор на право аренды, а потом город выдавал разрешение», - говорит заместитель министра управления имуществом Валерий Троян. По его словам, новая форма взаимодействия с рекламными компаниями «даст возможность привести в соответствие количество щитов в городе, а также упорядочить арендную плату». «Сейчас только по 50% щитов выплачивается арендная плата», - говорит господин Троян. По данным „Ъ», сейчас в Самаре установлено более 3,5 тыс. рекламных конструкций разного размера. Арендная плата за одну конструкцию в зависимости от расположения колеблется от 20 до 30 тыс руб. 80 % выплат поступает в городской бюджет.
Пока представители рекламного рынка в Самаре осторожно относятся к новому принципу распределения рекламных мест. «Хотелось бы понять эту процедуру. Неправильно, что такие вопросы решаются без представителей рекламного рынка. Ведь в итоге при проведении торгов может возникнуть много подводных камней. К примеру, когда повышали К2, с нами никто не посоветовался. И получилось, что из-за того, что мы были вынуждены платить в муниципальную казну в разы больше, увеличилась арендная плата. Кроме того, некоторые представители рекламного рынка начали изобретать различные схемы, чтобы снизить выплаты по К2. То есть власти сами подтолкнули к такой нечистоплотности. Я думаю, в данном случае логично было бы презентовать нам эту процедуру, чтобы мы досконально поняли, как нам участвовать в аукционе. Кроме того, хотелось бы, чтобы объявления печатались в официальных изданиях, а не в какой-нибудь газете «Земля и воля», - говорит генеральный директор рекламно-издательского холдинга «Абсолют» Михаил Расторгин.
По словам экспертов, внесение новых поправок усилит влияние областных властей на рекламный рынок в Самаре, что в конечном итоге может привести к переделу этого рынка. Кроме того, с введением системы торгов эксперты прогнозируют уход мелких игроков из этой сферы. «Мелким игрокам станет тяжелее, поскольку для участия в конкурсе нужны средства и силы. У крупных игроков всегда больше шансов выиграть торги. В связи с тем, что курировать торги будет областное минимущества, стоит ожидать захода новых игроков на этот рынок и в целом его передела», - говорит руководитель МП «Самараинформресурс» Алексей Офицеров.
Напомним, что областные власти уже предприняли попытку регулирования рекламного рынка в Самаре. Так, больше месяца назад подконтрольное правительству региона ГУП «АСАДО», занимающееся содержанием и эксплуатацией областных дорог, разослало во все рекламные компании письмо с просьбой освободить улицы Московское шоссе и Ново-Садовую от рекламных конструкций, поскольку они не соответствуют правилам дорожной безопасности, или перезаключить договор с правительством Самарской области в связи с тем, что обочины этих дорог находятся в собственности региона. На эту тему в середине июня должно было состояться совещание между представителями рекламного рынка, министерством транспорта, связи и автомобильных дорог и органами ГИБДД. Однако, как заявляют участники рынка, в итоге совещание состоялось, но прошло без их участия.
Ъ
|