|
|
|
Налоговые инспектора изучат связи налогоплательщиков в интернете |
22.07.2008 |
|
Выпущенный управлением ФНС по Москве под грифом "для служебного пользования" и оказавшийся в распоряжении "Ъ" регламент так называемых "встречных" налоговых проверок раскрывает, что именно столичные налоговики хотят в 2008 году знать о деловых партнерах проверяемых компаний. Помимо традиционного интереса к сведениям о фактической деятельности фирм и уровне зарплаты работников, для выявления аффилированности компаний налоговики интересуются даже IP-адресами, с которых налогоплательщики общаются с банками через системы интернет-доступа "банк-клиент".
"Регламент организации работы налоговых органов г. Москвы по истребованию документов (информации) у контрагентов проверяемых налогоплательщиков" описывает, как инспекциям следует на практике применять статью 93.1 Налогового кодекса, дающую налоговым органам право запрашивать документы не только у проверяемого налогоплательщика, но и у его контрагентов, а также у "иных лиц", которые могут располагать информацией об объекте проверки. Это право стало предметом спора власти и бизнеса при принятии новой редакции первой части НК в 2006 году (так называемого закона о налоговом администрировании). Госдума попыталась ограничить возможности контролеров правом получения информации лишь "до третьего колена" — дать ФНС право запрашивать документы у контрагента проверяемой компании и у его поставщика. ФНС выступила резко против новации — в итоге Госдума не только не ограничила, но даже расширила права службы. С 2007 года, согласно статье 93.1 НК, запрашивать документы по всей цепочке фирм можно уже не только в рамках выездных и камеральных проверок (как раньше), но и в любой момент при возникновении "обоснованной необходимости" в этом.
Судя по новому регламенту УФНС, налоговики "входят во вкус" таких проверок. Прежде всего, инспекциям на местах указывается, что направлять поручение коллегам в налоговый орган по месту учета контрагента необходимо только после оценки "экономической эффективности" этого действия, то есть понимая, какую сумму налогов можно доначислить. Если речь идет о возможных мнимых и притворных сделках, о "схемах" уклонения от налогов, запрос должен отправляться в любом случае. При этом при проверке "схемы" у коллег предписано запрашивать следующую информацию: фактический вид деятельности контрагента, место нахождения его офисов и складов, копии налоговых деклараций, уровень заработной платы по организации.
Новинкой можно назвать интерес ФНС к IP-адресам, с которых контрагент общается со своим банком через интернет по системе "банк-клиент" (для выявления аффилированности покупателя и поставщика). Кроме того, регламент предписывает интересоваться, является ли контрагент перепродавцом или производителем (в этом случае требуется документальное подтверждение его фактической возможности выпускать товары или оказывать услуги).
Особое внимание УФНС по Москве — к возмещению НДС. Если проверяемая компания намерена вернуть из бюджета единовременно более 50 млн руб., а суммы сделок с контрагентами превышают 10 млн руб., то уже в течение трех рабочих дней инспекции обязаны предоставить в отдел контроля налоговых органов УФНС копии направленных коллегам поручений на истребование документов. Также в этот отдел инспекции ФНС обязаны ежемесячно жаловаться на налоговые органы субъектов РФ, "систематически не отвечающие" на поручения о запросе документов у контрагентов.
Описывает регламент и действия инспекций, получающих поручения об истребовании — их исполнение возлагается на отделы встречных проверок инспекций ФНС. Они обязаны предъявить требование о предоставлении документов налогоплательщику лично под расписку "или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения". Если это невозможно — по почте заказным письмом с уведомлением. Если отправлять некуда (в случае с не сдающей отчетность фирмой-"однодневкой"), запрашивающая инспекция должна получить данные о реквизитах заблокированных банковских счетов, о результатах осмотра здания по месту регистрации фирмы, а также реквизиты запроса на розыск организации в ОВД и уведомления о вызове в ФНС ее "потерявшихся" учредителей и руководителей.
Ъ
|
|
|
|
|
Реклама |
|
|
|