В 2009 году, по прогнозам экспертов, Россия станет одним из крупнейших рынков Европы по товарообороту, в 2010 - выйдет в мировые лидеры по продажам автомобилей, а в 2012 россияне поднимутся на верхушку рейтинга телекоммуникационного рынка. По данным Росстата, в 2007 году Российский товарооборот достиг $ 420 млрд., его ежегодный рост составляет около 31.5%. По прогнозам экспертов, в 2008 году Российский товарооборот достигнет $ 640 млрд. Очевидно, что назрела необходимость переоценки требований потребителей к рынку. Поэтому агентство "7" провело масштабное исследование
регионального рынка трейд-маркетинга.
Для исследовательской работы были выбраны крупнейшие региональные центры, которые чаще всего попадают в пул промо-программ: Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Ростов. Среди основных параметров исследования, были рассмотрены: краткая характеристика города и населения; розничные сети (торгово-развлекательные центры, отдельные магазины) и их взаимоотношения с агентствами; наиболее популярные промо-мероприятия в рознице; потребительская корзина; перспективы развития ТМ.
Представители агентства "7" в исследуемых городах разработали вопросы, ответы на которые и легли в основу материала. Каждый из вопросов является показателем одного из направлений рынка ТМ в данном городе. Представители агентств использовали официальную статистику, данные по численности населения, по затратам на продовольствие; а также - собственные наблюдения и аналитику по развитию розничных сетей и промо в рознице. Ежемесячно агентства проводят не менее 10 акций (включая розницу), после чего составляется аналитика и отчеты. По представленным в них результатам можно делать выводы о развитии ТМ и розницы в регионах.
В результате исследования, были выявлены основные тренды:
- несмотря на инфляцию и рост цен на продукты, продолжается активный рост потребления, особенно - представителями среднего класса. Люди стали покупать больше и более качественные - "здоровые" продукты;
- продолжается строительство новых торговых сетей и отдельных магазинов, т.е. - существует большой потенциал для роста ТМ;
- основными мероприятиями в рознице являются: дегустации, акция "подарок за покупку", сэмплинги, акции с использованием цифровых технологий (мобильный маркетинг, bluetooth-маркетинг, wap-сайты);
- потребитель стал более требовательным, уверенным, знающим;
- завтра агентствам необходимо будет выйти на совершенно иной уровень взаимоотношений с потребителем. Таким образом, возрастет спрос на нестандартные промо-программы с интересной концепцией и идеей, на программы лояльности и стимулирования продавцов и на акции с использованием новых технологичных инструментов.
Можно отметить, что существует положительная динамика развития рынка розничных сетей в крупнейших регионах России, что в свою очередь, будет способствовать развитию розницы в других городах, с населением меньше миллиона человек. Это приведет к интенсивному росту одного из крупнейших сегментов рынка маркетинговых услуг - трейд-маркетинга (включая мерчендайзинг), а также - сегмента производства и разработки POS-материалов.
Елена Леонова, генеральный директор агентства "7": "Мы имеем дело с устойчивой тенденцией обострения конкурентной борьбы в розничном секторе. Времена безумных наценок, отсутствия внимания к сервису и не совсем дружелюбной политики по отношению к поставщикам прошли, - борьба за покупателя обостряется с каждым днем. Для усиления своего положения, розница стала обращаться к специалистам - к профессиональным трейд-маркетинговым (мерчендайзинговым) агентствам. А это, в свою очередь, дает мощный импульс в развитии ТМ отрасли".
Р.А.М.У.
|