Credit Suisse пересмотрел прогноз развития российского рекламного рынка в 2008—2012 годах в сторону понижения, пишет РБК daily. Согласно обновленным данным, подготовленным экспертами компании, основное снижение темпов роста придется на 2009 год и будет связано с медленным развитием экономики страны и кризисом ликвидности.
Специалисты Credit Suisse считают, что рекламные бюджеты в России будут урезаны в первом полугодии 2009 года. При этом первичное уменьшение затрат на рекламу произойдет уже в четвертом квартале этого года. По прогнозам аналитиков Credit Suisse, падение объемов российского рекламного рынка в следующем году составит 10%, что в большей мере связано с 15-процентным изменением курса доллара по отношению к рублю. «Мы также уменьшили наши прогнозы на 2008 год на 15,6 против 28,6%, поскольку мы обеспокоены, что некоторые из рекламных бюджетов в четвертом квартале этого года будут сокращены, — говорится в отчете Credit Suisse. — Кроме того, теперь мы предсказываем ослабление рубля к концу этого года».
Однако, несмотря на пессимистичный взгляд в будущее, аналитики прогнозируют хоть медленный, но все-таки рост российского рекламного рынка к 2012 году. Единственным медиаресурсом, которому не удастся сохранить рентабельность, эксперты Credit Suisse называют радио. К 2012 году радиореклама потеряет 1,6%. Как отметила аналитик Credit Suisse Ольга Быстрова, подобное понижение связано с тем, что показатели радио обычно не превышают средние показатели рынка. «Мы ожидаем снижения объемов рекламы на радио уже в конце 2008 года».
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин полагает, что усугубившийся кризис ликвидности и крайне нестабильная ситуация на финансовых рынках в целом могут весьма негативно отразиться на российском рынке рекламы. «В первую очередь речь идет о возможных сокращениях рекламных бюджетов компаниями из таких секторов, как FMCG, автотранспорт, девелопмент, розничные банковские услуги, — говорит он. — Не исключено, что на фоне снижения платежеспособного спроса и роста собственных издержек, в том числе в связи с проблемами в сфере рефинансирования, компании этих секторов весьма существенно снизят маркетинговые расходы, что, естественно, станет причиной падения доходов участников рекламного рынка». Однако, по мнению эксперта, данные процессы еще не так очевидны, но, скорее всего, мы увидим статистическое подтверждение подобного сценария уже по итогам четвертого квартала этого года. «При этом темпы роста объема рынка по итогам года, вероятнее всего, будут заметно ниже прошлогодних и составят 25—26% (около 20%, по прогнозам участников рынка), а в 2009 году, если руководствоваться наиболее пессимистичными ожиданиями, могут снизиться примерно в 1,5—2 раза».
Президент группы компаний Market Group Сергей Моисеев согласен с прогнозом Credit Suisse: «В первую очередь это сокращение почувствует на себе рынок ATL-рекламы. Наверное, сократится и количество рекламных агентств. А общий объем заказов разделят те, кто останется на рынке». В результате, по его мнению, может оказаться, что на одно агентство работы придется даже немного больше, чем сейчас. «Думаю, что в целом те, кто останется, будут чувствовать себя нормально. Главное — выжить», — резюмирует эксперт.
<>Прогноз развития рынка рекламы в России в 2008-2012 гг.
Credit Suisse estimates