|
|
|
"Антирейдерский пакет" подготовлен ко второму чтению |
01.12.2008 |
|
Поправки в Уголовный кодекс (УК), включенные в "антирейдерский пакет" законопроектов, позволят правоохранительным органам вмешиваться в корпоративные конфликты на стороне кого-то из акционеров. Поправки были подготовлены рабочей группой при комитете Госдумы по собственности и на прошлой неделе направлены в профильные ведомства для заключений.
В распоряжении "Ъ" оказался текст "антирейдерского законопроекта", подготавливаемого ко второму чтению. В первом чтении проект был принят 6 апреля 2007 года, а сейчас в него добавлены поправки в УК. Кодекс предлагается дополнить ст. 201.1 "Незаконное присвоение полномочий органа управления юридического лица" и ст. 201.2 "Злоупотребление правами участника (акционера) юридического лица". Максимальным наказанием за оба преступления станут десять лет лишения свободы, а расследованием будет заниматься милиция. Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский сообщил, что в рабочую группу при комитете, подготовившую текст поправок, входили представители административных и правоохранительных органов, а также высших судов. "Концептуально текст одобрили почти все члены рабочей группы, 25 ноября проект был направлен в различные ведомства и высшие суды для заключений",— говорит депутат.
Проект статьи УК о злоупотреблении правами акционеров предлагает считать преступлением "умышленное использование прав участника (акционера)" вопреки интересам компании, которое причинило имущественный вред компании, привело к прекращению либо приостановлению деятельности ее органов управления. Более тяжкое наказание предусмотрено в случае, если эти действия будут сопровождаться "принуждением к совершению заведомо убыточной сделки", будут совершены организованной группой либо причинят ущерб в особо крупном размере (его сумма пока в проекте не уточняется).
У юристов эта статья вызывает очень серьезные опасения. Адвокат адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай считает, что преступлением может оказаться любое одобрение или неодобрение акционерами сделок компании, а также избрание и отстранение руководителя либо членов совета директоров. "Конституционный суд уже давно пришел к выводу, что суды в принципе не должны оценивать целесообразность принятия акционерами каких-либо решений. То, как акционер голосует, является его личным делом",— говорит господин Тай.
Старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Игорь Серебряков отмечает, что акционеры и участники ООО по определению голосуют умышленно, и специально доказывать умысел уже не потребуется. "Правоохранительные органы смогут вмешиваться в корпоративные конфликты на стороне кого-то из акционеров, а государство в целом может получить очень действенный механизм для вмешательства в интересы частного капитала",— считает господин Серебряков.
Только в этом году корпоративные конфликты происходили в таких крупных компаниях, как ОСАО "Ингосстрах", ГМК "Норильский никель", ТНК-ВР. А 16 августа арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа вынес беспрецедентное решение о взыскании с одного из акционеров ОАО "Вымпелком" — норвежской Telenor (33,6% акций) — $2,8 млрд убытков. Они, по мнению суда, возникли у "Вымпелкома" из-за акционерного конфликта, помешавшего выходу компании в 2004 году на украинский рынок путем покупки "Украинских радиосистем". "Следующим шагом будет привлечение акционера к уголовной ответственности за срыв сделки",— полагает Юлий Тай.
Администратор сайта Zahvat.ru Андрей Тюкалов отмечает, что новые составы преступлений могут активизировать участие милиции в корпоративных конфликтах. "В процессе передела собственности уголовные дела и сейчас являются едва ли не основным инструментом. Если же милиция будет сама определять критерии того, что причиняет вред юридическому лицу либо какая сделка была заведомо убыточной, уголовных дел может быть большое количество",— говорит эксперт.
"Задачей разработчиков было создание новых составов преступлений для уменьшения числа корпоративных захватов. Сегодня понятия "захват" не существует, для борьбы с рейдерством пытаются использовать совокупность разных составов преступления, но это малоэффективно",— объяснил Виктор Плескачевский. Он подчеркивает, что формулировки законопроекта будут дорабатываться с учетом замечаний. "Мы стремимся сделать "антирейдерский" проект сбалансированным. Наряду с введением новых составов преступлений мы дали, например, более точную регламентацию доступа административных и правоохранительных органов к данным реестров акционеров",— говорит господин Плескачевский. Он надеется, что Госдума успеет принять проект до 1 января.
Ъ
|
|
|
|
|
Реклама |
|
|
|