Хитро придуманные, затейливо написанные. Сто лет назад эти плакаты висели на уличных тумбах и даже заборах. Назвать их "рекламой" сегодня язык не поворачивается. Слишком уж художественны. Выставочные и зрелищные, книгоиздательские и социальные, наряду с газетами плакаты были основным средством массовой информации и рекламы.
"И художники изобрели ряд средств, которые стали эксплуатироваться и в наше время, которые привлекают внимание – жесты, слоганы, определенные позы, раскадровки и так далее. То, что рекламщики взяли – приём эстетизации определенного образа жизни, который должен привлечь потенциального потребителя", - поясняет куратор выставки Александра Терентьева.
Модно – отдыхать в Гаграх. Модно – читать классику. К подписке на журнал "Нива" - собрания сочинений в подарок. Заказы на плакаты берут Васнецов, Коровин, Билибин. В проектах Благотворительного общества святой Евгении участвуют мирискуссники.
В деятельности общества "Мир искусства" было сплавлено два противоположных явления. С одной стороны оно существовало под покровительством высочайших особ, с другой – представляло творчество новых художников, представляющих новое направление в искусстве, которое не ассоциировалось с консерватизмом.
От реализма до модерна – плакат, наглядная смена художественных стилей на рубеже веков. На выставке – эскизы афиш конца XIX века рядом с плакатами художников-эмигрантов, которыми пополнилась коллекция Третьяковки двадцать лет назад. Плакаты для оформления балов: и во Франции эта традиция, привезенная из России, продолжалась.
"Здесь плакат выступает даже не в качестве рекламного объекта, а в качестве декоративных элементов, которые, как правило, украшали залы. И эти балы, которые были благотворительными и были призваны собрать средства в помощь художникам, не только русским, но вообще художникам, живущим в Париже", - отмечает хранитель отдела графики Государственной Третьяковской галереи Евгения Илюхина.
Из ста произведений складывается образ эпохи, срез времени, которое было менее политизированным и более наивным. Менее циничным и более изящным. В его искусстве ещё не сломлены вековые традиции, но уже угадываются первые признаки соцреализма.
www.vesti.ru