В одном из своих прошлых обзоров я писал о том, что в секторе интернет-компаний образовался «мини-пузырь», связанный с чересчур высокой оценкой вновь разместившихся эмитентов. Наступившее ухудшение экономической конъюнктуры может стать той иголкой, которая проткнет его. Рассмотрим динамику котировок интернет-компаний за последние три месяца в сравнении с высокотехнологичным индексом NASDAQ 100.
Видно, что недавно разместившиеся российские компании находятся в числе аутсайдеров и показывают динамику значительно хуже NASDAQ. В то же время лидерство держат Google и Baidu. Еще один аутсайдер - Yahoo!.
На мой взгляд, это подтверждает тезис о том, что, несмотря на динамичность и перспективность рынков, на которых работают российские интернет-компании, они были чересчур высоко оценены рынком. Бизнес Goo gle значительно лучше диверсифицирован, и в первую очередь географически, что, как я думаю, и обусловило более медленные темпы падения, чем в среднем по сектору высокотехнологичных компаний. По итогам 2010 года 97,7% выручки Яндекса приходилось на Россию, тогда как географическое распределение выручки Google было следующим:
Основным источником доходов Яндекса является размещение рекламных объявлений. За шесть месяцев выручка от данного сегмента составила 97,7% от общего показателя. Компания не сильно ушла от Google, у которого эта доля составляет 96,7%. Соответственно, можно сказать, что положение обеих компаний зависит от состояния рынка рекламы в Интернете.
Российский рынок интернет-рекламы развивается очень динамично, однако он чрезвычайно чувствителен к экономической конъюнктуре. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в первом полугодии объем рынка интернет-рекламы составил примерно 16,1-17 млрд рублей, прибавив 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По оценкам исследовательского агентства J'son & Partners Consulting, в 2010 году рост рынка интернет-рекламы в России составил 42%, опередив все остальные страны, рассмотренные в исследовании. Темпы очень впечатляют, но не стоит забывать, что нас может ожидать вторая волна экономического кризиса, которая, скорее всего, проявится в замедленном экономическом росте, в том числе и в России. По сведениям того же J'son & Partners Consulting, расширение данного рынка в 2008 году составило 55%, тогда как в 2009 году рекламное агентство Mindshare Interaction оценило этот рост лишь в 6%.
Если предположить, что во втором полугодии 2011-го ситуация будет развиваться подобно тому, как она складывалась в 2009 году, Яндекс может столкнуться с резким падением темпов роста выручки. По оценкам J'son & Partners Consulting, д оля компании на российском рынке интернет-рекламы в 2010 году составляла 44,6%. Исходя из данных отчетности Яндекса за первое полугодие 2011-го и данных АКАР за аналогичный период, доля компании могла возрасти до 51-52%.
На мой взгляд, при развитии самого негативного сценария рост рынка интернет-рекламы в России по итогам 2011 года может составить 10-20%, или примерно до 24-26,5 млрд рублей. Использовав в расчетах текущую долю Яндекса, я прогнозирую размер его выручки в 2011-м на уровне 12,3-13,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2010 году выручка компании составила 12,5 млрд рублей. Таким образом, по итогам 2011 года я не жду значительного роста выручки Яндекса, и те оптимистичные мультипликаторы, по которым оценена компания, все-таки кажутся несколько не соответствующими реальному положению дел.
Цена последнего закрытия Yandex на NYSE - $28,93, а ГДР Mail.Ru на Лондонской бирже - $28,75. Таким образом, Mail.Ru достиг целевой цены, данной мной ранее в одном из обзоров, и даже опустился ниже. На мой взгляд, это связано с тем, что спал ажиотаж вокруг компании, и инвесторы вспомнили об ее проблемах: операционный доход Mail.Ru отрицательный, а чистая прибыль получена во многом за счет переоценки приобретенных активов.Что же касается Яндекса, то, безусловно, компания имеет хорошие перспективы и динамично развивается, но и ее оценка все же кажется завышенной. Целевая цена в $21,43 по Яндексу еще не достигнута, потенциал снижения составляет 25,9%.
http://www.rbcdaily.ru