Сегодня комитет по экономполитике Госдумы обсудит и рекомендует к принятию в первом чтении законопроект единороссов, запрещающий рекламу слабоалкогольных напитков на сайтах, зарегистрированных как СМИ. Ко второму чтению депутаты намерены запретить рекламу алкоголя любой крепости на любых сайтах, рассказал один из авторов документа - председатель комитета Игорь Руденский. Концепцию готовящихся поправок одобрили в Кремле, говорит кремлевский чиновник.
С 23 июля вступает в силу новая редакция закона «О рекламе», в которой установлены новые правила рекламы спиртного. Теперь продвижение алкоголя будет запрещено на первой и последней страницах печатных изданий, на ТВ и радио, в наружной рекламе (за исключением помещений магазинов, торгующих алкоголем). В интернете по новой редакции закона рекламировать алкоголь можно, если он крепче 5%.
Законопроект, который сегодня одобрит комитет, предлагает запретить рекламу алкоголя еще и в интернет-СМИ. А ко второму чтению в него внесут поправку, распространяющую запрет на всю рекламу алкоголя в интернете. Руденский объясняет это заботой о молодежи: она активно пользуется социальными сетями, которые как раз и не зарегистрированы как СМИ.
Кроме того, продолжает Руденский, в ближайшее время будет внесен отдельный законопроект: сфера применения закона о рекламе будет распространена на сети электросвязи, в том числе интернет (раз уж этот закон регулирует интернет-рекламу). За соблюдением закона о рекламе следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), она же будет контролировать и рекламу в интернете - в частности, определять, что является рекламой, а что - нет. «ФАС будет решать, считать ли информационный сайт производителя алкогольных напитков рекламой - закон позволяет определить ведомству, что можно отнести к рекламе, но едва ли такие нюансы возможно прописать в законе», - сказал собеседник «Ведомостей» в аппарате Госдумы.
За нарушение рекламного законодательства ст. 14.3 КоАП предусмотрены штрафы: для физлиц - до 2500 руб., для должностных - до 20 000 руб., для юрлиц - до 500 000 руб., напоминает Руденский.
ФАС перспектива контролировать весь интернет озадачивает. «Мониторинг всего интернета - это невозможно при том штате, который у нас есть. Сплошной контроль мы ввести не сможем. Только выборочный», - говорит заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Он объясняет, что служба уже пыталась в тестовом режиме проанализировать распространение в интернете рекламы алкоголя: «При наборе определенных слов нам высыпалось 57 000 сайтов. Контроль здесь возможен, только как в общественном транспорте: поймал безбилетника - выписал штраф». Однако, по словам Кашеварова, вероятность быть пойманным стимулирует соблюдение закона.
«Если пройдет поправка о распространении действия закона о рекламе на весь интернет, если запретят всю рекламу алкоголя, то у производителей этих напитков останется только одна возможность - конкуренция на полках магазинов», - рассуждает управляющий директор BBDO Андрей Брайович. Он считает, что было бы разумнее жестче контролировать продажу алкоголя несовершеннолетним и употребление спиртного в неположенных местах.
Производитель водки «Хортица» ежегодно тратит на продвижение в интернете 10-15% маркетингового бюджета, говорит гендиректор Global Spirits («Хортица») в России Сергей Величко. «Дальнейшее ужесточение правил лишит производителей возможности коммуницировать с потребителем, а это, на мой взгляд, равносильно ограничению конкуренции. Новому продукту на рынке станет очень трудно появиться и утвердиться, доли существующих игроков фактически заморозятся», - считает он.
На алкоголь едва ли приходится больше 1% всей интернет-рекламы, говорит гендиректор IMHO VI Арсен Ревазов. В 2011 г., по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, на рекламу в интернете было потрачено 41,8 млрд руб.
Крупнейшие сетевые игроки и так соблюдают закон о рекламе, утверждает топ-менеджер крупной интернет-компании. «На "Яндексе", например, внутренними правилами запрещена реклама алкоголя за исключением случаев, когда рекламируется какое-то событие, а производитель алкоголя выступает в роли спонсора. Такие же жесткие правила у "В контакте", чуть мягче - у Mail.ru. Так что ничего серьезного с рынком рекламы в интернете не произойдет», - говорит он.
Источник: advertology.ru