Принятие Госдумой во втором чтении 10 февраля 2006г. новой редакции законопроекта "О рекламе" вызвало дисбаланс на рынке рекламы. Как стало известно накануне, крупнейшая рекламная группа "Видео Интернешнл" объявила о возможности приостановки действующих контрактов в случае окончательного принятия поправок, согласно которым объем рекламы на телеканалах будет сокращен с нынешних 20% от суточного эфира до 15%.
В PR-дирекции группы компаний "Видео Интернешнл" (ВИ) данную ситуацию РБК прокомментировали следующим образом. Так, в случае вступления в силу закона "О рекламе" в том виде, в котором он прошел второе чтение в Госдуме, превышение спроса на телерекламу со стороны рекламодателей над телерекламным предложением каналов станет еще большим. Это приведет к тому, что будет введен новый прайс-лист.
"С момента вступления в силу закона (предположительно с 1 июля 2006г.) сделки (контракты), заключенные до введения нового прайс-листа, будут прекращены, а полученные ранее неотработанные авансы зачтены в счет платежей по новым сделкам, договоренности по которым будут достигнуты к тому времени", - сказали представители "Видео Интернешнл". При этом в компании пояснили, что в случае отказа от дальнейшего размещения рекламы на телеканалах, неотработанные авансы будут возвращены.
Отмечается, что все согласованные на текущий момент условия размещения рекламы будут исполняться ВИ в строгом соответствии с достигнутыми договоренностями, вплоть до вступления в силу нового закона о рекламе. Специалисты ВИ уже начали производить расчеты в связи с возможными законодательными ограничениями. Новый прайс-лист в ВИ планируется представить партнерам со 2-го полугодия 2006 г. Предположительно рост цен на услуги размещения рекламы составит 10-20% в зависимости от телеканала.
Одним из основных положений инициатив госорганов, которые вызвали подобную реакцию со стороны "Видео Интернешнл", стало внесение поправок по ограничению допустимых объемов рекламы на ТВ. "Подобные действия госорганов подпадают под понятие форс-мажорных обстоятельств и могут стать поводом для прекращения контрактов", - считают в ВИ.
В то же время опрошенные РБК представители компаний-заказчиков на размещение рекламы пока затрудняются дать однозначную оценку происходящим на рекламном рынке России событиям. Как заявил РБК директор отдела размещения OMD Media Direction (группа BBDO) Илья Герцев, "окончательно ситуация разъяснится после третьего чтения". "На сегодняшний день мы проинформировали своих клиентов о сложившейся ситуации в связи с новыми законодательными ограничениями. Если новый закон вступит в силу в июле, возникнут трудности с размещением на ТВ каналах, в большей степени это касается сетевых каналов, которые больше остальных перегружены рекламой", - сообщил он.
Проект нового федерального закона "О рекламе" серьезно ограничивает объем рекламы на телевидении. По действующему законодательству, объем рекламы на телеканале не должен превышать 20% от суточного эфира. Законопроект предписывает сократить его до 15% в сутки. При этом вводится новое ограничение, обеспечивающее более равномерное распределение рекламы в течение суток: не более 20% от вещания в час. Таким образом, вместо сегодняшних 15 и более минут рекламы в час телеканалам оставляют всего 12 минут. Третье чтение законопроекта запланировано на 17 февраля 2006г. Эксперты сомневаются, что в документ будут внесены серьезные изменения - после второго чтения в законопроекты вносят только технические правки.
Помимо этого, документ также ужесточает требования к рекламе фармацевтических препаратов. В ней не допускается использование "людей в белых халатах", а реклама лекарственных средств может быть только в специализированных изданиях или местах проведения медицинских мероприятий. Кроме того, проект закона вводит запрет на установку рекламы, схожей с дорожными знаками, а также запрещает распространение рекламы посредством транспорта, используемого исключительно в качестве передвижных рекламных конструкций. Предполагается также зафиксировать запрет на рекламу пива в телевизионных программах с 7:00 до 22:00, а на радио - с 9:00 до 24:00. Во время трансляций международных спортивных соревнований разрешается демонстрировать бренды и названия компаний, но не сами алкогольные напитки.
Рекламодатели также расходятся в оценках изменений в законодательстве о рекламе.
Так, начальник отдела регионального развития фармкомпании "СИА Интернейшнл" Максим Якушкин считает, что необходимо не вводить запрет на рекламу лекарственных средств, а усилить контроль за достоверностью предлагаемой рекламодателям информации и соблюдением этических норм. По его мнению, не совсем правильно лишать покупателей информации о новых препаратах и их преимуществах. Вместо этого, полагает М.Якушкин, необходимо следить за качеством предлагаемых лекарств и медицинских услуг, а также контролировать отпуск препаратов в аптеках. "Если реклама интересна и не вводит в заблуждение потребителя, то она нужна. Единственное, ее цель должна быть информирование, а не "навязывание", - считает М.Якушкин.
Между тем, председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров (СРП) Вячеслав Мамонтов отметил, что принятая депутатами редакция закона делает невозможными любые виды спонсорства, "а фактически, ставит его "вне закона". По мнению В.Мамонтова, спонсорские проекты пивоваренных компаний по поддержке национально значимых видов спорта - футболу и хоккею, скорее всего, будут закрыты. "Заменить производителей пива в этой сфере будет нелегко", - отметил он. В то же время эксперт подчеркнул, что возможности для дальнейшей работы над документом не исчерпаны и СРП готов к продолжению "конструктивного диалога" с членами обеих палат Федерального собрания.
Однако генеральный директор компании RMBC (ГК "Ремедиум") Мария Денисова считает, что с введением нового закона "О рекламе" ситуация вряд ли кардинально изменится и реклама лекарственных средств и биологически активных добавок (БАД) не только не пострадает, но даже выиграет. По ее мнению, производители будут жестче ограничены законодательными рамками, и им не придется искать новые нестандартные решения для продвижения.
http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/policy/2006/02/16/16194439_bod.shtml