Рынок разработки веб-сайтов в России существует уже более 10 лет, но количество аналитической информации, позволяющей адекватно оценить объем рынка, катастрофически мало.
Андреем Тереховым (andrey@terekhov.ru) было проведено исследование, целью которого стала систематизация разрозненных и порой противоречивых данных по рынку разработки сайтов, а также приблизительная оценка текущей ситуации и выявление основных тенденций развития. Кроме того, результаты проведенного исследования позволили составить первый в России профессиональный рейтинг ведущих веб-студий Рунета.
Экспертам более чем 50 компаний, специализирующихся на разработке веб-сайтов, было предложено ответить на две категории вопросов, тематика которых охватывала как рынок в целом, так и конкретные компании. Анализ деятельности веб-студий, участвовавших в опросе, позволил выделить три основных параметра, характеризующих деятельность той или иной компании: количество сотрудников в штате, бюджет среднего корпоративного сайта и качество выполняемой работы.
В соответствии с этими параметрами все существующие на данный момент веб-студии можно условно разделить на три группы. В первую, лидирующую на рынке группу, входят компании, отличающиеся наиболее высоким бюджетом и качеством выполнения заказа, во вторую – студии, специализирующиеся на «типовых» решениях, в третьей группе располагаются компании, отличающиеся в первую очередь небольшим штатом и бюджетом среднего корпоративного сайта, не превосходящим 2-3 тыс. долл. Были сформулированы основные черты рынка разработки веб-сайтов и его объем, по приблизительным оценкам составивший 35-40 млн. долл.
В заключение исследования экспертам рынка было предложено дать оценку существующим веб-студиям по пятибалльной шкале. Предполагалось, что основным критерием при оценке деятельности той или иной компании станет доля компании, занимаемая ей на рынке. В итоге был построен рейтинг из 50 ведущих веб-студий, но следует принимать во внимание тот факт, что результаты опроса в первую очередь представляют собой отражение мнений профессионалов, и могут серьезно отличаться от действительного положения вещей на рынке.
Открывает рейтинг Студия Лебедева, эта победа была вполне очевидна. За лидером следуют компании Actis Systems, Defa Gruppe, РБК-Софт, ADV/web-engineering. Вопреки ожиданиям студия X-Project не вошла в пятерку лидеров, заняв 10 место в общем рейтинге. Вот как откомментировал ситуацию директор компании Дмитрий Будневский:
«Наблюдается стихийное возникновение большого количества компаний в нижнем ценовом сегменте, которые пытаются попасть в средний, но у них это не выходит. Среди основных игроков не наблюдается жесткой конкуренции. Часть компаний, являющихся лидерами в отрасли создания сайтов, несколько лет назад ушло или уходит из данного направления.»
Взгляд на ситуацию с другой стороны от Александра Ананченко, коммерческого директора компании Integrate (39-место):
«<...> В последние месяцы крупные web-студии стали активно заниматься собственным продвижением в СМИ – как своими силами, так и с помощью PR-агентств. Пока это не дает ощутимых результатов в привлечении клиентов на создание сайтов. Возможно, поэтому крупные студии дополнительно занимаются самым различным бизнесом – от деловой аналитики до ремонтных и отделочных работ. <...>...следует сказать и об уменьшении креативности. Решения «шаблонизируются», а «креатив» сводится к визуальным фрагментам в духе американского поп-арта конца 60-х.».
В целом же полученный рейтинг хорошо показывает, что оценки экспертов в первую очередь зависели не от реальных оборотов, а от известности компаний, на которую в значительной степени влияет количество ярких и запоминающихся проектов. Узнаваемость бренда становится немаловажным критерием при оценке рынка веб-студий. Это лишний раз указывает на нехватку достоверной информации о рынке разработки веб-сайтов: с уверенностью можно говорить только о более чем благоприятных тенденциях в его развитии, об увеличении средней цены проекта и росте спроса со стороны заказчиков.
RWR.ru