О перспективах развития связей с общественностью российские PR-специалисты говорят довольно часто. Данная тема постоянно привлекает к себе внимание профессионалов.
Отмечая свой пятилетний юбилей, специалисты кафедры массовых коммуникаций ЮУрГУ решили обратиться к данной проблеме и 28 сентября провели конференцию «Тенденции развития связей с общественностью и рекламы на Урале – 2006». И если обычно конференции на кафедре проводились для студентов, то в этот раз в Ученом зале советов собрались практики. «Мы с уверенностью можем сказать, что за пять лет наша кафедра превратилась в научный центр, который занимается проблемами паблик рилейшнз и рекламы, коммуникативистики в целом. Поэтому вполне логично, что в этом году мы приглашаем практикующих PR-специалистов, чтобы они могли обменяться мнениями по актуальным проблемам в области связей с общественностью и рекламе», – сообщил заведующий кафедры массовой коммуникации ЮУрГУ Константин Киуру.
Конференцию посетили не только челябинские специалисты, но и гости из Екатеринбурга. Президент Уральского отделения РАСО, директор PR-агентства «Ньютон» Алексей Глазырин отметил, что региональный рынок рекламы и PR растет постоянно. Эта благоприятная тенденция связана с подъемом экономики базовых отраслей промышленности. По разным оценкам, ежегодный прирост рынка связей с общественностью и рекламы составляет 15-30 %. Соответственно, развивается профессия PR-специалиста: растет занятость в этой сфере, зарплата, бюджеты, выделяемые компаниями.
Интересно, что большинство PR-специалистов отходят от прямой рекламы и обращаются к связям с общественностью, считая их более эффективными для продвижения своей компании или товара. Чем выше конкуренция между компаниями и аналоговыми товарами, выше качество продаж, тем труднее человеку определится с выбором. «Среди объективных причин неэффективности рекламы могу выделить нечеткую целевую аудиторию. Звучит странно, но бывает, что компания не может правильно определить свою целевую аудиторию, хотя это ее хлеб. Кроме того, играют роль неправильный выбор каналов для размещения, объема и форм размещения», – считает директор РА «Результат» Дмитрий Селиванов.
В настоящее время большой процент рынка связей с общественностью на Урале занимает организация специальных событий. Эта технология популярна, и что не менее важно – эффективна для продвижения различных брендов. «Событийный маркетинг, в особенности в деятельности аутсорсинговых компаний, занимает от 20 до 70 %, в среднем – порядка 50 %», – привел статистические данные г-н Глазырин.
Специалисты по связям с общественностью выделили в ходе обсуждения и ряд проблем. Первая из них – это нечеткость понятий. «Так как специальность новая, каждый понимает ее по-своему. Думаю, что тем, кто практикует, нужно договориться, что же такое PR. Потому что кто-то называет нас рекламистами, кто-то – маркетологами, а кто-то – PR-специалистами», – рассказал маркетолог «Дизайн-Кафе» Катерина Васина. Кроме того, существует кадровая проблема. Несмотря на то, что на сегодняшний день подготовку специалистов по ССО в Челябинске ведут пять вузов, а в Екатеринбурге – одиннадцать, квалифицированных специалистов на Урале не хватает. «Кадры нужно выращивать самостоятельно. Из тех, кто уже имеет образование в области связей с общественностью и рекламы, а иногда и из других специалистов. Главное – находить людей, неравнодушных к этой профессии. Набираться же практического опыта можно на рабочем месте и на подобных конференциях, когда происходит обмен кейсами», – прокомментировал Алексей Глазырин.
В ходе конференции не только были рассмотрены существующие тенденции, но была предложена идея сформировать новую. «Единое сообщество – показатель профессионализма», – заявила директор по VIP-проектам КА «Есть Контакт» Наталья Щеглова. Чтобы собрать и систематизировать информацию о специалистах, работающих в коммуникационной сфере на Южном Урале, КА «Есть контакт» провело перепись. Ее итогом стал диск, который получили в подарок все участники конференции. «Обладание диском позволит узнать своих коллег и наладить отношения с ними. Мы также надеемся, что он послужит отправной точкой для проведения совместных проектов», – пояснила г-жа Щеглова.
В завершении конференции специалисты сошлись во мнении, что развитие связей с общественностью на Урале идет позитивно и в нужном направлении. «Времена, когда PR был в моде, уже прошли, – сказал в заключение Константин Киуру. – Организации и предприятия долгим путем пришли к пониманию того, что связи с общественностью действительно необходимы для любой компании». |