На прошлой неделе компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила ежегодный обзор слияний и поглощений на европейском медиарынке Media M&A Insights. В 2006 году в Европе было заключено 175 сделок на общую сумму €43 млрд. Единственной российской сделкой, которую отметила PwC, стала продажа ИД "Коммерсантъ" за €234 млн. Тем не менее доля России в общем объеме слияний и поглощений составляет 5-7%, подсчитали российские эксперты.
Как отмечают авторы обзора, 2006 год продолжил наметившуюся в 2003 году тенденцию увеличения активности слияний и поглощений на медиарынке Европы. Объем сделок в этом секторе увеличился на 12% по сравнению с 2005 годом, когда было заключено 156 сделок. При этом объем сделок по сравнению с 2005 годом вырос сразу на 75% и составил €43 млрд. Эксперты PwC объясняют такие показатели ростом числа мегасделок объемом не ниже €1 млрд: их в прошлом году было семь, в то время как в 2005-м – четыре. В целом уровень активности приблизился к показателям 2000 года, когда в период технологического бума прошло рекордное число сделок – 186.
По оценкам российских экспертов, объем слияний и поглощений на российском медиарынке в 2006-м составил $2-2,5 млрд, то есть 5-7% от общей суммы, приведенной PwC. Однако они считают, что России в этом обзоре уделено несправедливо малое место. Так, единственной сделкой, попавшей в поле зрения аналитиков PwC, стала продажа ИД "Коммерсантъ" Алишеру Усманову его прежним владельцем Бадри Патаркацишвили за €234 млн. Она приведена как одна из крупнейших сделок на европейском издательском рынке. Кроме того, отмечая, что число сделок среди онлайн-компаний в 2006 году увеличилось всего на одну и составило 19, мегасделкой PwC называет лишь одну из них: американская EW Scripps приобрела за €305 млн британский сайт uSwitch, предоставляющий информацию на основные энергоносители. При этом за пределами обзора PwC остались покупка контрольного пакета компании Rambler холдингом "Проф-медиа" более чем за $250 млн и 30% интернет-портала Mail.ru за $165 млн – южноафриканской группой Naspers (обе сделки закрыты в 2006 году).
Объем сделок M&A в России мог бы быть существенно больше, отмечают эксперты. По мнению управляющего директора "Ренессанс Капитал" Дмитрия Крюкова, это связано с тем, что самые дорогие медиаактивы (а следовательно, наиболее широкие по охвату аудитории) находятся в госсобственности и не подлежат продаже. "Поэтому, не считая онлайн-сегмента, на российском медиарынке чаще всего сделки проходят с активами второго эшелона,– говорит он.– Иначе доля России в общеевропейском объеме была бы значительно выше".
В тоже время тенденции общеевропейского рынка прослеживаются и в России. Самой главной можно считать рост инвестиционной активности на медиарынке. Эксперты PwC прогнозируют, что в этом году консолидация рынка, а следовательно, и активность в сфере слияний и поглощений медиакомпаний как минимум сохранится и будет заключено не менее 175 сделок объемом около €40 млрд. "В России темпы роста количества подобных сделок сохранятся,– уверен глава инвестиционной компании РАИнКо (управляет непрофильными активами "Базэла") Андрей Загорский.– С одной стороны, последние сделки показывают очень высокую привлекательность медиа как бизнеса; с другой – свою роль сыграет предвыборная ситуация, также стимулирующая куплю-продажу медиаактивов".
Российский медиарынок будет догонять Европу в области роста доли частных инвестфондов в общем объеме сделок. Так, согласно отчету PwC, доля фондов прямых инвестиций в общем объеме сделок M&A – 44%. В России ситуация пока кардинально иная: "У нас фонды владеют только двумя крупными активами – MTV и "Яндексом",– отмечает гендиректор фонда Russian Media Ventures Кирилл Лыско.– Все остальные инвесторы – стратегические". Причиной этого эксперты называют недостаточную прозрачность российских медиакомпаний. "Это серьезное препятствие для инвестиций фондов,– говорит господин Загорский.– Однако постепенно ситуация с прозрачностью меняется, и доля фондов в общем объеме сделок будет увеличиваться".
Аdvesti.ru