Российский рынок регистрации доменных имен сделал в прошлом году серьезный рывок: число доменов увеличилось на 60%, до 718 тыс., а доходы регистраторов выросли с 220 млн руб. в 2005 году до 375 млн руб. Эксперты называют рост этого сегмента интернет-рынка закономерным: количество новых сайтов растет вместе с аудиторией Сети. Параллельно складывается новый рынок — вторичной продажи доменов, принадлежавших некогда успешным, но почившим проектам, на базе которых киберсквоттеры создают новые рекламные площадки.
По оценкам российского регистратора имен для сайтов RU-Center, объем рынка регистрации доменов в 2006 году достиг 375 млн руб. Около 55 млн руб. от этой суммы пришлось на поддержание инфраструктуры, финансирование координационного и технического центров домена RU, около 160 млн руб. получили 12 регистраторов имен, приблизительно столько же — их партнеры, работающие с конечными клиентами. В этом году RU-Center впервые посчитал объем рынка регистрации доменов. Ранее этот сегмент интернет-рынка анализировали J’son & Partners: его объем в 2005 году аналитики оценили в 8 млн долл. (около 220 млн руб.) без учета рынка вторичной продажи имен для сайтов.
В 2006 году, как утверждают в RU-Cеnter, удалось посчитать и рынок вторичной продажи доменов. «Если раньше киберсквоттеры спешили зарегистрировать как можно больше имен на себя, чтобы перепродавать их дальше по более высокой цене, то в прошлом году их внимание было сосредоточено на вторичном рынке, — объяснил руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ RU-Center Андрей Воробьев. — Они борются за хорошие домены, за которыми раньше числился популярный ресурс, закрывшийся по какой-то причине, выкупают его и размещают там тематическую рекламу. Такой бизнес приносит даже больше денег, чем непосредственно перепродажа доменов». Долю киберсквоттеров в общем объеме рынка регистрации доменов г-н Воробьев оценил приблизительно в 8%.
Сами киберсквоттеры замечают другую тенденцию. «В прошлом году люди начали понимать значимость доменного имени. Если раньше компании могли заявить: раз домен стоит так дорого, я зарегистрирую его в зоне SU. Теперь все отдают себе отчет в том, что хорошее имя сайта приносит отдачу, и готовы платить за это деньги», — рассказывает известный киберсквоттер Павел Гросс. В прошлом году он выкупил у Артемия Лебедева домен photo.ru за 100 тыс. долл. Пока сайт с этим доменным именем представляет собой рекламную площадку для фотоуслуг.
В сентябре 2005 года количество доменных имен в зоне RU превысило отметку 400 тыс., летом 2006 года — 500 тыс., а к концу 2006 года — уже 718 тыс. имен для сайтов. По итогам года их число увеличилось на 60%. Это один из самых высоких показателей за всю историю зоны RU. Участников рынка рекордные показатели роста не удивляют. «Рынок доменных имен растет вместе с числом пользователей Интернета», — констатирует г-н Воробьев. По данным исследовательского холдинга ROMIR Monitoring, в четвертом квартале 2006 года аудитория Рунета составила 21% от жителей России старше 18 лет, это порядка 24 млн человек.
Любопытно, что в прошлом году в зоне RU не было аккредитовано ни одного нового регистратора, их по-прежнему 12. Крупнейшим регистратором продолжает оставаться RU-Center, на долю которого по итогам 2006 года пришлось 60% новых подключений. Доля крупнейшего игрока немного снизилась с начала года (66%), но полноценных конкурентов у RU-Center до сих пор нет. Ближайший преследователь — «Гранд Парк Телеком» удерживает около 18% рынка, самарская «Регтайм», работающая через портал WebNames, — около 6% доменного поля. Заметными игроками прошлого года были «Мастерхост» и РБК, утверждает Андрей Воробьев.
Остальные аккредитованные регистраторы — «Совинтел», «РТКомм.Ру», «Демос-Интернет», «Караван-Телеком», «Наунет», «Объединение сетей FREEnet», Региональный сетевой информационный центр и прочие — в багаже имеют по 1—2% доменных имен, а то и меньше. Показательно, что доходы от регистрации и продления распределяются в этом бизнесе прямо пропорционально долям рынка по новым подключениям, так что довольно просто подсчитать выручку игроков. Так, если верить оценкам рынка RU-Center, то выручка крупнейшего регистратора должна составить около 95 млн. руб.
Аdindex.ru