Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера признала незаконной рекламу компании Heineken, размещенную на стадионе «Лужники» во время матча между «Спартаком» и лиссабонским «Спортингом».
В ФАС утверждают, что ограничения на рекламу пива распространяются на все матчи лиги, проходящие в России. В Российском футбольном союзе (РФС) не понимают, как теперь проводить в Москве в 2008 году финал лиги, титульным спонсором которой является Heineken.
Матч Лиги чемпионов, о котором идет речь, состоялся 27 сентября прошлого года в «Лужниках». Начальник управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергей Пузыревский объясняет, что ведомству нужно было время на разбор ситуации: «Необходимо было проанализировать взаимоотношения лиги и ее спонсоров, чтобы понять, кому выставлять претензии. Но в установленные законом сроки – год с момента совершения правонарушения – мы уложились».
В результате предписание о прекращении нарушения служба вынесла ОАО «Олимпийский комплекс 'Лужники'», ОАО «Футбольный клуб 'Спартак-Москва'» и швейцарской компании Television Event and Media Marketing AG (T.E.A.M), продающей спонсорство в матчах лиги. В сообщении ФАС говорится, что «товарный знак Heineken применяется для индивидуализации пива Heineken». В своем решении ФАС ссылается на 2-ю статью закона «О рекламе», который вступил в силу 1 июля 2006 года: специальные требования и ограничения распространяются и на рекламу средств индивидуализации ограниченных к рекламированию товаров, их изготовителей или продавцов. Кроме того, в 22-й статье этого же закона говорится, что реклама пива и напитков на его основе не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях, а также ближе ста метров от них.
ФАС вынесла подобное решение впервые. «Это первый случай, когда мы вынесли такое предписание для международного матча, прошедшего на территории России: Heineken – титульный спонсор лиги, но при проведении матчей на российской территории он должен соблюдать требования закона, – говорит господин Пузыревский.– Рекламу Heineken при проведении в России следующих матчей лиги мы будем рассматривать как невыполнение предписания». По его словам, в этом случае нарушителям грозят штрафы в размере 2—5 тыс. МРОТ.
В ФК «Спартак» с решением ФАС не согласились. «Это была не наша реклама, а реклама Лиги чемпионов, – заявил Ъ гендиректор клуба Сергей Шавло.– Поэтому свои претензии ФАС должна предъявлять к лиге». Сотрудница головного офиса компании T.E.A.M marketing Николь Келлер от комментариев отказалась. В штаб-квартире Heineken попросили обратиться в российское представительство компании, однако в петербургском офисе группы Heineken на вопросы Ъ вчера так и не ответили.
Санкции ФАС обойдутся российским футбольным клубам минимум в $1—2 млн. В сезоне-2006/2007 в лиге играют два российских клуба – «Спартак» и ЦСКА. Исходя из опубликованных на официальном сайте УЕФА данных о платежах участникам Лиги чемпионов, любой клуб гарантированно получает в год не менее €4, 4 млн. «В 2006 году наша команда получила от лиги около €4, 4 млн, включая премиальный фонд по спонсорским контрактам», – подтверждает эти подсчеты Сергей Шавло. В этом году размер платежей, по его словам, не изменится. «Если ФАС начнет штрафовать за рекламу пива, Heineken может отказаться от спонсорских платежей по матчам в России. Тогда мы потеряем около €1 млн в год», – подсчитывает он.
От санкций ФАС также могут пострадать российские участники Кубка УЕФА, титульный спонсор которого пивоваренная компания Carlsberg. «Такая же ситуация может быть и по кубку, где будут играть две наши команды ('Локомотив' и команда-победитель или финалист Кубка России.– Ъ )», – отмечает президент РФС Виталий Мутко. По словам гендиректора компании «Телеспорт маркетинг» Антона Леонтьева, потери от запрета клубов, играющих в кубке, «будут на порядок меньше, чем у участников лиги».
Однако финансовые потери клубов специалисты в данном случае называют несущественными. «Действия ФАС могут сказаться на отношениях России с УЕФА и спонсорскими структурами, которые продают рекламу в лиге, – считает Антон Леонтьев.– Это реальная угроза: при определении места проведения того или иного чемпионата Европы или мира федерации начнут учитывать запрет на рекламу пива в России». С ним соглашается и Виталий Мутко: «Мы пригласили в Москву в мае 2008 года финал Лиги чемпионов, все документы уже подписаны. Не отказываться же теперь от чемпионата, раз там генеральный спонсор – Heineken. Лига – это чисто коммерческий турнир, где никто не заинтересован в том, чтобы, подписывая контракт, оговаривать спецусловия для России».
|