Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) совместно с газетой «Время новостей» провели в мае исследование «Структура регулярных платежей населения России».
Емкость российского рынка приема платежей частных лиц оценивается в 25 млрд долл., а его ежегодный рост - в 15-20%. Цель опроса, в котором приняли участие 1600 человек из разных регионов России, - выяснить, насколько удобны способы оплаты различных услуг и как предстоит измениться этому рынку в будущем.
Самыми значимыми платежами, которые совершает большинство сограждан независимо от возраста и предпочтений, стали коммунальные (87%). Второе место осталось за оплатой услуг телефонной связи, причем за мобильные телефоны мы платим больше, чем за стационарную связь (55% против 51%). На третьем месте по распространенности (39%) - налоги.
Платное обучение получило достаточно широкое распространение - постоянно оплачивают пребывание детей и подростков в школе, вузе или детском саду в общей сложности 26% ответивших. Регулярные взносы по кредитам стали статьей расходов для почти четверти населения страны (23%), 13% оплачивают доступ в интернет. Все остальные платежи регулярно совершает не более 10% населения.
Платежи, связанные с домашним хозяйством, чаще совершают женщины, а штрафы почти вдвое чаще оплачивают мужчины (их платит 10% мужчин и 6% женщин). Тем не менее женщины уже почти наравне с мужчинами оплачивают кредиты на покупку автомобиля (3% женщин, 4% мужчин), а ипотечные кредиты - даже чаще «сильного» пола (2% женщин против 1% мужчин).
Самые активные плательщики - люди в возрасте 25-34 лет. Исключение составляют лишь платежи за Интернет, которые молодежь 18-24 лет осуществляет интенсивнее (19% против 16% у 25-34-летних). Люди в возрасте от 35 до 44 лет активнее всех оплачивают коммунальные услуги (это делает 91% опрошенных в этом возрасте) и налоги (44%). Доля всех остальных платежей с этого возраста начинает сокращаться.
Из множества способов оплаты, которые сегодня доступны россиянам, более половины населения (54%) выбирает почту. Это вполне понятно, ведь почтовые отделения есть даже в самых обделенных различными услугами районах. И все же удобство почты, судя по данным опроса, далеко от желаемого - удобной оплату услуг на почте считают лишь 34% респондентов. Во многих отделениях платежи принимают в одном окне вместе с выплатой пенсий и денежных переводов, так что оплатить услуги быстро и без очереди часто не получается.
На втором месте по степени распространения - оплата через отделения Сбербанка России (46% респондентов). Этот же способ является вторым по степени удобства - 31% опрошенных считает его удобным. Судя по отзывам людей, регулярно посещающих отделения Сбербанка, главная причина раздражения - все те же очереди и неэффективная система обслуживания.
Оплачивать услуги в офисах получателей платежей, например в салоне сотового оператора или, если это стационарный телефон, отделениях «Ростелекома», тоже нравится далеко не всем, хотя регулярно делает это 18% населения, но лишь 10% довольны таким способом.
А вот терминалами и специальными картами оплаты пользователи довольны - правда, эти способы пока доступны не везде и не для всех услуг.
Стоит обратить внимание, что серьезная доля (12%) регулярных платежей пока совершается «вчерную» - в опросе ее назвали оплатой наличными. Это платежи, которые нигде и никем не учитываются, например оплата арендованного жилья или гаража.
Доля современных способов оплаты посредством интернета и онлайновых систем пока очень низка и практически незаметна, хотя уже 1% опрошенных считает интернет-коммуникации удобными для платежей.
С возрастом предпочтения в способах оплаты сильно меняются. Более молодые люди предпочитают совершать платежи современными способами: в офисах получателей платежей, в кассах магазинов, картами оплаты, через банкоматы. Чем старше возраст респондентов, тем в большей степени они предпочитают оплачивать услуги в почтовых отделениях.
Авторы исследования обратили особое внимание на то, что многие люди, не считающие те каналы, которыми они сейчас пользуются для оплаты, удобными, пока так и не нашли достойного для себя варианта. «Это и есть потенциальная ниша для развития новых предложений и технологий», - резюмируют в НАФИ.
«В будущем возрастет распространенность банковских сервисов - то есть платежей без открытия счета, платежей с использованием банковских карт, денежных переводов.
Населению и получателям платежей выгодно иметь дело с банками - деньги никуда не исчезнут, гарантированно дойдут до адресата», -- прогнозирует вице-президент Русславбанка Андрей Круглов.
В ближайшем будущем можно ожидать и развития таких сервисов, как платежи с помощью банковских приложений в мобильных телефонах (хотя попытки их внедрения уже есть), различные способы бесконтактной оплаты, которые можно применять и в магазинах, расширенное использование специальных карт (например, для оплаты не только мобильной связи, но и банковских кредитов).
businesspress.ru
|