“Норильский никель”, один из крупнейших в мире производителей цветного метала, захотел неформального общения с россиянами. На днях компания создала свой блог на популярном портале “Живой журнал”, рассчитывая с его помощью улучшить имидж. До сих пор корпоративные блоги не только в России, но и за рубежом считались уделом потребительских компаний и айтишников.
Дневник “Норникеля”, http://community.livejournal.com/norilsk_metal, начался на днях с публикации отчета о праздновании Дня металлурга. Теперь там будут появляться новости о компании и Норильске, а пользователи смогут добавлять к ним свои комментарии. ЖЖ, предназначенный прежде всего журналистам, станет неофициальным пресс-центром компании, обещает директор департамента общественных связей “Норникеля” Сергей Черницын. По его словам, идея создания блога принадлежит пресс-службе и именно она будет отвечать за его наполнение. “В США более 50% населения являются участниками блогосферы, и мы поняли, что будущее СМИ и коммуникаций вообще именно за этим каналом”, — объясняет он интерес компании к блогам. По его словам, создание ЖЖ и приобретение платного эккаунта обошлось не более чем в $200.
Прямой экономической выгоды от проекта в “Норникеле” не ждут. Он должен принести пользу его имиджу и помочь наладить контакт с молодой аудиторией, говорит Черницын. Он гордится тем, что “Норникель” первым из всех горно-металлургических компаний в мире завел корпоративное представительство в блогосфере: ни у BHP Billton, ни у Rio Tinto ничего подобного нет. Действительно, хотя, по данным Jupiter Research, уже в прошлом году более трети крупных компаний США открыли корпоративные блоги, все они связаны с IT-отраслью или работают на потребительском рынке: среди них Microsoft, Dell, Sun, GM, Nissan, Sony и т. д.
В “Живом журнале” компаний такого масштаба точно еще не было, признает руководитель отдела исследований Sup Fabrik Борис Овчинников.
Из владельцев корпоративных блогов по известности с “Норникелем” сопоставим только сотовый оператор “Вымпелком”, инициировавший год назад создание в ЖЖ сообщества журналистов, пишущих о телекоммуникационной отрасли (telecom_press), считает независимый бизнес-консультант Яков Лебедев. Автор дневника, Константин Максимюк, ведет этот проект для “Билайна”, признает менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома” Екатерина Осадчая. Несколько раз в неделю он добавляет на страничку самую разнообразную информацию: здесь можно найти и комментарии к статьям про “Билайн”, и информацию о том, что Челябинский арбитражный суд признал некое ООО “МТС” из Верхнеуральска банкротом. “Мы будем развивать этот вид коммуникации, дающий нам моментальную обратную связь и служащий интересной неформальной площадкой для общения с журналистами”, — говорит Осадчая. Марита Нагога, начальник департамента РАО ЕЭС по работе со СМИ, считает идею “Норникеля” “блестящей”, потому что блог позволяет отказаться от официоза и добавить эмоциональности в общении с пользователями. Но у самой энергетической компании пока нет планов создания корпоративного дневника. “Наш ЖЖ — это официальный сайт компании, обновляющийся 40 раз в день”, — объясняет Нагога. В обратной связи с целевой аудиторией заинтересованы компании любой сферы деятельности, говорит Борис Рысс, директор по маркетингу маркетинговой компании Grape Digital, добавляя, что многие его клиенты сейчас хотят, чтобы посетители корпоративных сайтов могли оставлять комментарии к сообщениям компании. Блоги же компании заводят потому, что это модно, заключает он.
Пока формат ЖЖ “Норникеля” и его целевая аудитория непонятны, замечает Лебедев: “Кажется, сами сотрудники пресс-службы не совсем понимают, что это такое”. Скорее всего, ЖЖ останется лишь еще одним каналом для PR, замечает он. “Норникель” эта ситуация устраивает. Если блог к концу года будут посещать не менее 100 человек в неделю, “Норникель” создаст виртуальные пресс-службы и в зарубежных аналогах ЖЖ. Публичная компания заинтересована в том, чтобы о ней знали потенциальные инвесторы, говорит Черницын.
Р.А.М.У.
|